МММ (Музей Минского Метро)

Оригинал взят у kviten в МММ (Музей Минского Метро)
На этой неделе свой День Рождения отметил Минский метрополитен: ему исполнилось 32 года. Дата не круглая, но внушительная. Метрополитен, решение о строительстве которого принималось с большими сложностями, в настоящее время занимает 4 место по пассажиропотокам в СНГ, оставив далеко позади по этому показателю системы, открытые гораздо раньше.
Прошлой осенью, 11 сентября 2015 года, у метрополитена появился свой музей. В обзоре станций Минска я уже упоминал о нём, когда экспозиция только готовилась. А сейчас в честь дня рождения приглашаю на фотоэкскурсию.


1. Музей находится на станции Могилёвская, конечной Автозаводской линии на юго-востоке. Как и многие станции в Минске, она является двухъярусной, на нижнем этаже непосредственно находится пассажирская платформа, а на верхнем - технические помещения. Вот здесь они и были использованы для музея


2. Вход в музей отдельный из вестибюля, осуществляется через турникеты по обычным жетонам


3. На стенах галерей вдоль станции размещено большое количество исторических фотографий


4. Началось строительство в 1977 году в районе станции Парк Челюскинцев


5. Широкое применение получил московский метод строительства с использованием "стен в грунте". Массово применялись буронабивные сваи


6. Большая заслуга в том, что в Минске метро начали строить, принадлежит Петру Мироновичу Машерову, первому секретарю ЦК компартии БССР, который буквально выбил строительство. К сожалению, он не дожил до пуска первой линии, погибнув в автокатастрофе


7. 29 июня 1984 года начато регулярное движение поездов от станции Институт Культуры до Московской, а на следующий день, 30 июня, станции открылись для пассажиров


8. С этого момента и началась славная история минского метро


9. В центре музея расположена кабина вагона метро. Она была привезена в Минск из Москвы специально для музея: вагон этот раньше работал в депо Сокол


10. Каждый посетитель может почувствовать себя машинистом. Именно номерные являются единственным типом подвижного состава в минском метро. На третьей линии, которые строятся сейчас, хотят использовать вагоны компании Штадлер, но кто знает, что в итоге получится


11. Напротив кабины - дефектоскопная тележка, используется для проверки состояния путей


12. Также в музее оборудованы два выставочных зала, стилизованные под вагоны метро


13. И изнутри тоже оформлено в стиле вагона. Здесь собрано множество уникальных артефактов


14. Документы о начале строительства


15. Сборники материалов из прессы, посвящённые минскому метро


16. Причём подборки эти делали простые минчане, которые потом передали их в дар музею (Волгоградская - проектное название Московской, Московская - Института Культуры)


17. На складах были найдены керамические панно, предназначенные для оформления станции Площадь Якуба Коласа


18. Как я понимаю, их изготовили больше, с запасом, и теперь они пополнили экспозицию музея


19. Фрагменты отделки других станций Московской линии


20. А вот они на станции Институт Культуры


21. К вопросу об истории: в этот приезд меня приятно удивило то, что на станции Парк Челюскинцев включили оригинальные светильники, станция прямо по другому смотрится, гораздо интереснее. Вот это отношение к истории! А фрагменты люстры тоже есть в музее


22. Но вернёмся в музей: история средств оплаты. Изначально в Минске планировали ввести металлические жетоны, но из-за в итоге остановились на пластмассовых с магнитными вставками. Эксперименты проводились и с цветом жетонов, в итоге был выбран малиновый


23. Позже были внедрены магнитные карточки, сейчас вовсю используются бесконтактные


24. Пульт со станции Московская. Действующий - можно наблюдать как диспетчер видит движение составов


25. В Минске, как и во многих городах, был именной пионерский поезд, построенный на средства от собранного металлолома


26. Старые схемы метро и график движения первого поезда. Схема слева относится к первому периоду независимости, когда государственным языком был только белорусский. Также здесь ещё цвета линий не поменяны местами: Московская - красная (как и положено первой линии), Автозаводская - синяя. В этой же витрине ключи от новых участков, куда ж без них


27. Иногда к открытию создавали вот такие прекрасные медали


28. Памятные значки


29. И, конечно, подарки от дружественных метрополитенов: Киева


30. Из Москвы


31. Изучать историю в Музее можно долго


32. А можно и по книгам. Жалко, что они были изданы маленьким тиражом, но часть из них доступны в сети


33.


34. Второй зал находится в процессе наполнения. Здесь размещены картины художника Святослава Федоренко, посвящённые метростроевцам


35. Электрооборудование


36. Находки при строительстве третьей линии - дореволюоцинные рельсы


37. Вот такой музей, хоть и компактный, но насыщенный


38. Мостик из прошлого в современность. Вот пуск станции Пушкинская, как видно, она сдавалась ещё без своих фонарей


39. Сейчас они, кстати, тоже включены, это приятно


40. Хочется пожелать, чтобы открытия станций в Минске случались как можно чаще и музей пополнялся новыми экспонатами


41. И чтобы все перспективные планы воплотились в жизнь


42. А музей рекомендую к посещению, будете в Минске - обязательно сходите


Благодарю пресс-секретаря Минского метро Кузьмина Андрея Александровича за организацию съёмки и сотрудника музея Карасик Елену Анатольевну за интересную экскурсию

Мои другие записи на схожие темы

Центр профориентации московского метро Музей петербургского метрополитена Музей нижегородского метро