drugoeus (drugoeus) wrote in by,
drugoeus
drugoeus
by

Categories:

Церковь в коровнике

Оригинал взят у drugoeus в Церковь в коровнике

Даже не верится, что всего пару десятков лет назад на этом месте располагался коровник колхоза имени советского партийного деятеля Михаила Калинина. Сегодня здесь находится современная харизматическая церковь "Новая Жизнь".

"Если Меня гнали, будут гнать и вас". Иисус Христос

Именно в этом хлеву началась довольно запутанная и противоречивая история противостояния группы христиан против белорусской государственной машины.


"Если Меня гнали, будут гнать и вас". Иисус Христос

В 1999 году минские власти резко ограничили возможность протестантским церквям арендовать помещения для проведения богослужений в столице Беларуси. После этого молодая харизматическая церковь «Новая Жизнь», несколько лет проводившая богослужения прямо на улице, приобрела старый разваливающийся коровник, принадлежавший ранее одному из местных колхозов им. М. Калинина.

Так выглядело здание церкви-коровника до генерального ремонта в 2004 г.

Рядом - православная церковь, с постройкой здания которой, похоже никаких проблем не возникало, а вот прихожанам церкви-коровника добрых 10 лет пришлось пободаться с местной властью.

В 2003-2004 гг. «Новая Жизнь» дважды получала согласования от Комитета по архитектуре и градостроительству Мингорисполкома на размещение на этом месте нового здания. Однако эти документы были отозваны по прямому указанию Отдела по делам религий и национальностей Мингорисполкома. Также чиновники не пошли навстречу и в вопросе изменения целевого назначения земельного участка, несмотря на многочисленные просьбы церкви.

Таким образом, по мнению юристов, Мингорисполком искусственно создал правовую ситуацию, при которой церковь, имея в собственности здание, не имела возможности его использовать никаким образом, не нарушая букву закона: разводить коров в черте города запрещено, а любое другое использование чиновники считали нецелевым.

Уполномоченный по делам религий и национальностей Гуляко выразил свою поддержку минским властям в споре с церкви "Новая Жизнь". Он объявил, что здание ЦНЖ не подходит для богослужений и что прихожане переоснастили его без разрешения властей.

Сегодня, в уже отремонтированном и ухоженном здании коровника ежедневно проходят различные мероприятия. Церковный автобус несколько раз в неделю доставляет членов общины и всех желающих с близлежащей станции метро прямо к зданию церкви.

В районе находится, как минимум, две православные и одна протестантская церковь. Что интересно, жители соседних домов поддержали протестантскую церковь во время гонений со стороны властей, говорит пастор Вячеслав Гончаренко.

Приобретая никому не нужное здание коровника 10 лет назад, члены церкви не могли даже представить, через что им придется пройти, отстаивая свое право на религиозное собрание в этой стране. Экскаваторы у дверей церкви, принуждение на выселение, неприкрытый шантаж, штрафы, слежка, угрозы и клевета со стороны местных властей и СМИ стали постоянными спутниками "Новой Жизни".

И лишь после того как община объявила «пост-голодовку», которая привлекла международное внимание, Гончаренко был приглашен в Администрацию Президента, где начальник главного идеологического управления попросил прекратить акцию и пообещал решить проблему «в рамках правового поля» через Высший хозяйственный суд страны.

Протестанты в Беларуси - второе по величине религиозное движение после православных. Протестантские храмы встречаются всюду - от западного Бреста, до "коммунистического" Гомеля. И все они, на первый взгляд, действуют без особых затруднений. Возникает вопрос, кто мешает прихожанам перепрофилировать здание коровника в культовое? Или чем не угодил молодой пастор минским властям?

"По моему мнению, все дело в государственной политике в отношении евангельских церквей. Например, в 2004 году указом Президента была утверждена Концепция национальной безопасности, в которой говорится, что угрозу национальной безопасности Беларуси представляют собой иностранные миссионеры", - комментирует ситуацию юрист церкви Сергей Луканин.

"Проблема - в религиозном законе страны, в котором верующих ограничили четырьмя заведениями. Послушайте, как это звучит для цивилизованного уха: на "кладбищах, в крематориях, местах паломничества и культовых зданиях", - продолжает энергичный пастор. Если же религиозная организация в Беларуси использует другое здание, например ДК, тогда необходимо разрешение чиновников, которые, как правило, отвечают: не то целевое назначение.

Однако, тяжба не ограничивается только участком с современным, отреконструированным зданием. Некоторые считают, что дело имеет более глубокие корни, а именно: у "Новой Жизни" - более радикальное видение и позиция, чем у других протестантских организаций. Например, многие члены церкви активно задействованы в благотворительном, общественном, социальном и даже юридическо-правовом служении. Кроме того, совместно с партией Белорусская Христианская Демократия "Новая Жизнь" участвовала в акции по сбору 50 000 подписей за внесение изменений в религиозное законодательство страны, которое, скажем прямо, не блещет толерантностью к "нетрадиционным" религиозным течениям.

Чтобы довести ситуацию до абсурда, в июле 2010 года Хозяйственный суд Минска наложил на общину санкции на $87 тыс. за "загрязнение окружающей среды нефтепродуктами". Верующие не струсили, посчитав действия властей незаконными и абсурдными, отказались выплачивать эту сумму.

"Агрессивная проповедь библейских принципов", - считают другие, третьи говорят про приглянувшуюся кому-то из местных чиновников собственность, иные намекают про дружбу главы этой религиозной организации с послами западных государств и оппозицией.

Гончаренко в некотором роде действительно посягнул на политическую арену в стране. Этот пастор стал, одним из немногих религиозных лидеров страны, кто смело раскритиковал деятельность властей по отношению к митингующим белорусам на площади Независимости в 2010 году.

Как бы то ни было, очевидно, что Минску не по душе находящееся под боком молодое амбициозное сообщество людей, которое, в случае государственной опасности, вряд ли поддержит идеологический курс страны.

Правительство США, которое на сегодня не имеет полноценно действующего посольства в Беларуси, также выступило с осуждением ущемления свободы вероисповедания в Беларуси. Как заявляет Госдепартамент, сотрудники посольства этой североамериканской страны и других западных государств регулярно посещали церковь "Новая жизнь", чтобы проверить информацию о непрекращающемся давлении на протестантские общины и мерах, предпринимаемых против них.

В конце ноября 2012 года власти в очередной раз потребовали освободить здание церкви. Христиане через СМИ и в письменных обращениях в правительство дали недвусмысленный ответ: «Здание не отдадим!» Обострение ситуации вокруг церкви вновь привлекло внимание журналистов, которые относились к происходящему весьма пессимистично, заявляя, что в этот раз власти решили разобраться с общиной раз и на всегда.

Однако, через неделю пришла долгожданная новость: судебное дело о принудительном выселении церкви закрыто по инициативе подразделения минской мэрии, на которую ранее суд переписал право собственности на здание.

Как объясняет юрист Сергей Луканин, это еще не конец борьбы. «Из полученных нами документов не следует, что отменено решение суда по которому церковь была лишена права собственности на здание, - говорит Луканин. - Эта структура (ЖРЭО Московского района - drugoe.us) до сих пор остается собственником здания, но, согласно сегодняшним документам, отказывается это здание забирать. Если дело отправлено в архив, это означает, что, пока не поступит новое заявления от ЖРЭО, суд не имеет права заниматься выселением церкви».

Между тем минские верующие продолжают служить, праздновать, молиться, даже не собираясь покидать "промоленное" годами здание.

"Я думаю, что власти уже и сами не рады, что в это ввязались, - продолжает Сергей, - если они заберут здание – будет большой скандал, который никому не нужен. Не заберут – значит, признают свою неправоту – а это, с их точки зрения, опасный прецедент. Им сейчас не позавидуешь.

Не думаю, что причина в самом здании или в месте для застройки. За четыре года, которые мы провели в судах, они так и не смогли представить утвержденного плана застройки, постоянно повторяли, что план корректируется. По моему мнению, все дело в государственной политике в отношении евангельских церквей".

Пастор церкви «Новая Жизнь» Вячеслава Гончаренко в ответ на декабрьское решение властей говорит:

«Я счастлив, что Бог ответил на нашу молитву и расположил сердца представителей власти принять такое решение. Благодарю всех, кто молился и верил вместе с нами. Мне очень хочется, чтобы противостояние между нашей церковью и государством наконец-то закончилось, и начался конструктивный диалог и сотрудничество. Мы живем в одной стране, и я хочу, чтобы Бог благословил наш народ».

Можно много спорить о вере, понятиях, доктринах, религии и жизненной философии, однако, люди, идущие до конца из-за своих принципов, всегда вызывают к себе уважение.

Остается пожелать удачи этим отважным борцам за место под пасмурным минским солнцем.

Руслан Гуржий, Другая Америка

По теме: Церковь безбожников, Беларусь социалистическая

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments