Лучшим показателем этих двух тесно связанных друг с другом процессов была и остается в Белоруссии ликвидация после Второй мировой войны преподавания на белорусском языке в высших учебных заведениях. Поскольку от поступления в эти заведения зависела дальнейшая судьба многих выпускников средней школы, родители были вынуждены отказываться от того, чтобы их дети обучались в школах на родном языке, чем нарушался параграф 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. («Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»)[8].
Положение еще более ухудшилось после известных постановлений ЦК КПСС о национально-русском двуязычии (1978 г.) и о дополнительных мерах по изучению русского языка (1983 г.). Если не официально, то фактически белорусский язык загонялся в деревню, делался объектом презрения и издевок, чтобы привить к людям, говорившим на нем отношение как к субъектам второго сорта...
В. П. Грицкевич. Белорусские диаспоральные общества России и проблемы сохранения национальной культуры