18.11.2005, 12:35
18 ноября — День независимости Латвии. Руководитель латвийской дипмиссии в Беларуси Майра Мора отмечает в этот день еще и свой день рождения. Поздравляя очаровательного дипломата сразу с двумя праздниками, мы не могли не воспользоваться моментом и задали ей несколько вопросов.
О Латвии и Беларуси
— Госпожа посол, не кажется ли вам, что несмотря на то, что Беларусь и Латвия — соседи, сегодня мы очень мало знаем о жизни друг друга?
— Наверное, вы согласитесь со мной, что в советские времена связи между нашими странами развивались и естественным путем, и, если так можно сказать, насаждались коммунистической системой. Например, всесоюзное распределение выпускников вузов.
После того как Латвия возобновила независимость, а Беларусь ее приобрела, обе страны занялись своими делами. Распад СССР, а в нашем случае — конец оккупации были радикальными изменениями для государства. Латвия справлялась с последствиями выхода из командно-административной системы, переходила на рыночную. Она очень рано поставила себе цель интегрироваться в Европейский Союз и НАТО. Тогда об отношениях с соседними странами, кроме, пожалуй, политических, мы думали мало. О культурных, экономических связях практически забыли. Причем это касалось не только Беларуси, но и Литвы, Эстонии.
Сейчас мы восстанавливаем эти связи. И латвийское посольство в Минске очень активно работает в этом направлении.
— А как складываются отношения между нашими странами на государственном уровне?
— Как хорошие, конструктивные. Конечно, у нас есть некоторые различия по политическим вопросам, но это не устраняет тот факт, что мы соседи, что между нашими странами и, главное, народами исторически сложились хорошие отношения.
— Произошли ли какие-то изменения в торговых отношениях между Латвией и Беларусью после вхождения вашей страны в ЕС?
— Была боязнь, что этот факт может сказаться отрицательно на торговых отношениях между Латвией и Беларусью. А вышло наоборот.
Я думаю, Латвия очень выгодный для Беларуси торговый партнер. Мы платим исправно, причем платим привлекательными денежками — мировой валютой.
Товарооборот между странами растет стремительно. Например, в 2003 году экспорт белорусской продукции в Латвию составлял 194 миллиона долларов. В 2004 году Латвия купила товаров уже на 336 миллионов долларов. А за шесть месяцев этого года данный показатель составил аж 246 миллионов. Из Беларуси Латвия импортирует древесину, минеральные продукты, металл и изделия из металла. Пользуются спросом белорусские трактора. Потому что это техника хорошего качества, дешевле западных аналогов и привычна для наших крестьян.
В последнее время наблюдается тенденция создания совместных латвийско-белорусских предприятий. Причем на территории Латвии их работает больше, чем на территории Беларуси. В цифрах — это 281 к 138. Возможно, это связано с тем, что белорусские предприятия, которые экспортируют свою продукцию в Европу, стараются размещать свои предприятия в странах Евросоюза, включая Латвию.
— Вручая верительные грамоты А.Лукашенко, вы отметили, что после вступления Латвии в Евросоюз в вашей стране наблюдаются существенные перемены в лучшую сторону. Почувствовали ли их рядовые граждане?
— Конечно, сразу они это не почувствовали. Не может быть так: проснулись латыши утром 2 мая 2004 года, а жизнь течет по-другому.
Но сегодня в Латвии осуществляется много проектов в тех сферах, которые в советские времена были забыты. Например, сейчас по всей стране идет реконструкция дорог. Например, я часто езжу на выходные в Ригу, и мне приходится отказываться от привычного маршрута, потому что некоторые участки трассы "Виа-Балтия" закрыты на ремонт. На улицах латвийских городов можно встретить строительную технику, дорожники меняют асфальт, укладывают тротуарную плитку, делают велосипедные дорожки. Этот проект финансируется в основном структурными европейскими фондами. Часть средств выделяет латвийский бюджет.
Стоит отметить, что вступление Латвии в Европейский союз особенно ощутили латышские крестьяне. Сельское хозяйство получило самые большие дотации от европейских структур. Это и компенсационные выплаты, и материальная поддержка крестьян, которые занимаются ландшафтом своих земель, а не только выращивают рожь или, скажем, картофель.
Но самое главное, что приобрела Латвия после интеграции в европейские структуры, — это дух свободы. Латыши осознали, что они свободны в выборе своих действий и сами могут создавать свое благополучие.
— А с какими проблемами латышам пришлось столкнуться после вхождения страны в европейское сообщество?
— Все сразу заметили, что подскочили цены на некоторые услуги. Тогда же в Латвии подорожал бензин. Но это не было связано со вступлением страны в ЕС, тогда нефть подорожала во всем мире. Вообще, стоит отметить, что после вступления в Евросоюз цены на некоторые товары, наоборот, снизились. Это произошло благодаря тому, что уменьшились таможенные пошлины, не стало ограничений на экспорт и импорт.
— Продукты тоже подешевели?
— Я редко хожу в магазины в Минске. В основном привожу продукты из Риги. Но мне кажется, что цены на продукты в Латвии такие же, как и в Беларуси, а на некоторые виды продуктов и ниже. Например, на любой импорт.
— В одном из своих интервью вы сказали, что латвийский опыт реформ, в частности, в пенсионной системе, готовы перенять многие страны. "Беларусь могла тоже им воспользоваться", — подчеркнули вы. В чем особенность этой реформы? Позволила ли она латвийским пенсионерам не беспокоиться о своей старости?
— В начале 90-х, когда Латвия прощалась с советскими командно-административными принципами руководства, было решено отказаться и от старой системы пенсионного обеспечения. В стране создавались новые пенсионные фонды по накопительному принципу. Это когда человек сам откладывает себе деньги на старость, а не ждет, сколько латов на проживание выделит ему государство из бюджета.
Сейчас в стране существуют три уровня накопительной пенсионной системы. Первый — это обязательные отчисления в пенсионный фонд. Второй — это когда человек доверяет фонду вкладывать его деньги в банки или инвестиционные проекты под определенный процент. И третий уровень — когда человек сам решает, куда ему вкладывать свои отчисления.
— Белорусские официальные СМИ время от времени упоминают об очень высоких коммунальных платежах в вашей стране в отличие от наших. По официальным данным, в Беларуси этой зимой за однокомнатную квартиру придется платить более 30 долларов, а за трехкомнатную — около 70. При этом средняя заработная плата в стране, опять-таки по официальным утверждениям, 250 долларов. Какую долю среднего заработка занимает коммунальная плата в Латвии?
— В Латвии действительно высокие коммунальные платежи. Но у нас ситуация в этой сфере практически такая же, как и у вас. Не хуже. Треть средней заработной платы латыша уходит на оплату жилья.
Малоимущие граждане Латвии получают помощь от государства. Но только те, кто действительно в ней нуждается. Если одинокий пенсионер занимает трех- или четырехкомнатную квартиру и ему не хватает пенсии, чтобы оплатить жировку, социальные службы могут предложить ему продать большую квартиру и переехать в меньшую.
— Не так давно вы покритиковали официальные белорусские СМИ за необъективное отражение жизни современной Латвии и пригласили "всех белорусов и журналистов посетить Латвию и своими глазами посмотреть, как живут латыши". Но одноразовая латвийская виза стоит сегодня 35 евро. Литва недавно снизила цену на визу для белорусов до 5 евро и, более того, свела до минимума время ее оформления. Латвия не собирается последовать ее примеру?
— Белорусы могут радоваться тому, что визы в Литву и Польшу стоят сегодня 5 евро. Но это временная мера. Когда наши страны подпишут Шенгенское соглашение, а это планируется сделать уже в 2007 году, то нашим соседям снова придется увеличивать стоимость виз для белорусов. Я осмелюсь сказать, что Латвия в данной ситуации поступила честнее. Мы решили, что нет смысла что-то менять, потому что потом белорусам будет еще больнее возвращаться к прежним ценам. Но мы, например, многим категориям белорусов ставим визу бесплатно.
— Кто пользуется таким правом?
— Это спортсмены, деятели культуры, науки, которые едут в нашу страну по всевозможным программам обмена. Кроме, конечно, бизнесменов. Потому что тот бизнесмен, у которого нет 35 евро на визу, вряд ли будет интересен латвийской стороне. Туристов мы тоже не освобождаем от оплаты визы. И в этом есть рациональное зерно. Тот турист, для которого 35 евро — очень большие деньги, вряд ли во время своего путешествия по Латвии оставит в нашей стране много денег.
Когда Латвия вступит в Шенгенское соглашение, бесплатные визы для таких категорий белорусов останутся.
— Во время громкого процесса над Михаилом Мариничем латвийская сторона все время выступала в его защиту. Вы, госпожа посол, посещали Маринича в тюремной больнице. Чем был вызван такой интерес к этому делу и к судьбе этого человека? Были ли вы знакомы с господином Мариничем в его бытность послом Беларуси в Латвии? Если да, то каково ваше мнение о нем?
— Я не была лично знакома с Мариничем. В те годы, когда он работал в Латвии, я находилась за пределами своей страны, работала в офисе ОБСЕ в Австрии. Потом возглавляла латвийское посольство в Вильнюсе.
Но в те годы я много слышала о Мариниче. Среди всех дипломатов, аккредитованных в Латвии, он был одним из самых популярных и уважаемых послов. Маринич делал очень много для укрепления латвийско-белорусских отношений, в его бытность послом осуществилось много интересных, выгодных для Беларуси проектов.
Когда он оказался в тюрьме, Латвия была шокирована: как мог оказаться за решеткой такой защитник и радетель за интересы своей страны?! Это такая благодарность за самоотверженный труд на благо родины?! Как это могло случиться?!
Я знаю, что состояние здоровья Маринича опять ухудшилось, он снова переведен в тюремную больницу. С такими диагнозами, как у него, по закону Республики Беларусь не сажают в тюрьму. А его не выпускают. Хотя мне кажется, что в данном случае властям стоило бы проявить гуманное отношение к Мариничу. Потому что это портит имидж Беларуси не только на официальном уровне, но и на уровне бытовом, в глазах обычных латышей, бизнесменов, с которыми он работал.
О себе
— Госпожа Мора, как я поняла, до назначения в Беларусь опыт работы послом у вас уже был. Вы выбирали профессию по призванию? Или пришли в дипломатию с другой работы?
— Я карьерный дипломат. Мое первое образование — иностранные языки, я закончила Латвийский государственный университет, отделение английского языка и литературы. Владею также французским, немецким и итальянским языками.
Когда в 1991 году МИД Латвии набирал сотрудников, то первое требование, которое выставлялось, — знание иностранных языков. В 1995 году в Женеве я закончила высшие курсы международных отношений и приобрела специальность "политика безопасности и контроль над вооружением".
— Вам нравится ваша работа?
— Очень. Работа посла, конечно, сложная, но интересная, ответственная. Я — не Майра Мора, я посол Латвийской Республики, я символ своей страны. И должна помнить об этом всегда, независимо от ситуации. Ведь неспроста существует формулировка "чрезвычайный и полномочный посол". Это не просто прилагательные, это слова со смыслом.
Мне очень нравится работать в соседних с Латвией странах, потому что можно реализовать много совместных проектов. Когда закончилось время моего пребывания в Литве в качестве посла, я узнала, что правительство моей страны решило направить в Беларусь посла, а не временного поверенного, как это было в последние годы после громкого скандала в Дроздах в конце 90-х. Я побежала в МИД Латвии и заявила, что хочу в Минск. Они вняли моим просьбам, и я оказалась в белорусской столице.
— Как-то вы пошутили, что очень "ограничены в своей работе", потому что у вас нет жены. Как успеваете совмещать ответственную работу посла и домашние хлопоты?
— Я имела в виду несколько иное, не домашние хлопоты. На мой взгляд, жена дипломата — это не просто статус, это профессия. Она активно участвует в дипломатической работе, в организации приемов. Мне не хватает такого помощника.
Кроме того, я упустила еще одну важную сферу — общение с коллегами вне работы. Жены дипломатов в Минске создали клуб, который занимается благотворительностью, другими проектами, организацией встреч в неформальной обстановке. Я, к сожалению, из-за нехватки времени не могу принимать участие в работе клуба.
— Любая женщина, а тем более дипломат, должна всегда безупречно выглядеть. Одежду покупаете в Минске или в Риге? Занимается ли кто-то вашим имиджем?
— Одежду я практически не покупаю, только джинсы, свитера, то, в чем отдыхаю. Что касается верхней, рабочей и выходной одежды, то все шью в Риге. Причем неизменно у одного модельера — Ингрид Дразниеце. В латвийской столице у нее свое ателье, ее знают за рубежом. Мой имидж — это наша совместная работа: мои идеи, ее воплощение. Часто она предлагает "разбавить" мой строгий стиль различными деталями, рюшами, но я не соглашаюсь.
— У вас очень хорошая фигура. Вы "делаете" ее в спортзале, сидите на диетах?
— Есть такая пословица: "Гены сильнее пирамид". Я, слава Богу, никогда не должна была много думать о том, как сохранить фигуру, как не поправиться. Но при этом я очень люблю заниматься спортом. Мои увлечения — горные лыжи и большой теннис. Когда я ехала в Беларусь, то знала, что в вашей стране есть теннисисты мирового уровня. Значит, должны быть и корты. И я не разочаровалась. Во Дворце тенниса на проспекте Машерова у меня есть очень хороший тренер, и раз в неделю я хожу на тренировки.
— Можно ли встретить латвийского посла в каком-нибудь минском салоне красоты?
— Раз в месяц я посещаю косметолога. Делаю это в Риге. Но не потому, что не доверяю минским профессионалам. Просто мне так удобнее.
Я не верю тем женщинам, которые говорят, что у них хорошая кожа только потому, что они регулярно делают огуречную маску. Я убеждена, что за кожей надо тщательно ухаживать. И начинать это делать как можно раньше.
— Госпожа Мора, последний вопрос. Когда ваши друзья в Риге расспрашивают вас о Беларуси, что вы им рассказываете?
— Я советую им посетить Беларусь и увидеть своими глазами, какая это красивая, интересная страна. Что здесь визуально уже давно нет серого социализма, это страна с будущим и хорошим потенциалом для динамичного развития.
Мне очень нравится Беларусь, белорусский народ и белорусская земля. Я думаю, что в будущем Беларусь все же интегрируется в Европу. Это большая страна, и она может стать видным игроком на европейском уровне. Из-за места своего расположения, из-за ресурсов, которыми она богата. Причем один из главных ваших ресурсов — человеческий.
Мария ЭЙСМОНТ http://naviny.by/ru/print/?id=54154