Мартовские события в Минске стали лакмусовой бумажкой для белорусских государственных СМИ. Достаточно было лишь желания сопоставить информацию из различных источников, чтобы стало очевидным, что официальный белорусский вариант освещения событий менее всего похож на истину. Таким образом, теперь мы не только лишены информации об истинном положении вещей, но нам активно навязывается на подмену «сладкая ложь» о том, как все хорошо в Беларуси, и как плохо везде за ее пределами..
Имеем ли мы право знать, что угрожает нашему здоровью, здоровью наших родных? Имеем ли право знать, что происходит здесь и сейчас, чего нам можно ждать от будущего?
10 лет назад в 1996 году наши соотечественники впервые вышли на улицы Минска, для того, чтобы выразить свой протест властям, для того, чтобы потребовать одно из первейших прав для любого человека – права на информацию. Это событие вошло в историю как «Чернобыльский шлях». Требуя право на правдивую информацию, участники протеста также требовали внимания к белорусской национальной культуре. Было множество флагов с символикой времен до-российской истории белорусских земель. Похоже, именно благодаря этому «Чернобыльский шлях» спустя время приобрел яркий политический окрас.
Вот и теперь в юбилейную годовщину чернобыльской катастрофы мы рассуждаем о том, что для нас будет значить «Чернобыльский шлях» 26 апреля 2006 года. Что это? Акция оппозиции для продления мирового интереса к белорусским проблемам? Оживление призрака «майдана»? Еще одна возможность досадить нынешней власти? А быть может иначе? Быть может это необходимость для многих из нас. Необходимость заявить о своем праве знать правду. Необходимость выразить свой протест против искажения и замалчивания информации. Ведь стоит этот протест «зажать» в себе и он будет пожирать нас изнутри, питаться нашими жизненными силами. Нет, так не поступит волевой человек.
В сторону все политические симпатии и антипатии. 26 апреля – день скорби о жертвах чернобыльской катастрофы, но это и день требования от властей для нас права на информацию.