Re Van Shist (ex_revanshi) wrote in by,
Re Van Shist
ex_revanshi
by

УНЕСЁННЫЕ ВЕТРОМ.

«Я чувствую бодрость духа, и что-то говорит мне, что скоро мы будем счастливы и спасены». Королева Мария Антуанета накануне революции.

«Нас выйдет пятьсот тысяч и мы победим». Тема оппозиционных Интернет-форумов накануне президентских выборов.

Отдельные люди утверждают плакали, просматривая знаменитый в узких кругах киноопус «Урок беларускай мовы» с Франаком Вечерко в главной роли. Когда я вижу как из Франака не жалея сил и средств пытаются слепить лидера, мне тоже хочется плакать, однако кино я все же решил посмотреть.

Сам по себе семейный видеоархив Вечерок, особого интереса не представляет. Все просто как грабли и банально как мыльный сериал. Франак раскидывает листовки, он же раздает газеты, он же пляшет и поет, а между делом носит папе передачки. Еще наш герой, как может, пытается обьяснить зрителю происходящее, правда иногда почему-то по польски.
Сразу становится интересней. Немного детский голос Франака за кадром, с подчеркнутой серьезностью надиктовывающий несложные фразы типа “а потым Лукашенка адмяніў наш сцяг...” вызывает ощущение, что смотришь либо образовательную передачу для младшей школы, либо рекламный ролик и сейчас на экране появится веселый малыш в подгузниках и предложит чего-нибудь купить для борьбы с этой напастью.
Периодически камера ловит друзей Вечерко-джуниора по Беларускаму Лицэю. Друзья снимают клипы, поют песни, с обожанием смотрят на Франака и рассуждают, как трудно в этой стране быть настоящим беларусом. Милинкевич говорит им и заодно зрителю обнадеживающие банальности, а достойный БТ «случайный дедушка из случайной квартиры» глядя на излучающего энергию и оптимизм героя щенячьими глазами, так тяжело вздыхает и жалуется на жизнь, что сомнений не остается - вот она, последняя дедушкина надежда, очаровательно скалит нам зубы с экрана.
А потом пришли варвары… В толпу эйфорически радостных детей в разноцветных шарфиках мирно попивающих кофе возле палаток, с грохотом сапог неожиданно ворвалась реальность. Трагизм настоящих событий и документальных съемок моментально превращает глупую детскую агитку в осмысленное произведение. Простой и очень старый трагический сюжет. Улыбающиеся рожицы и шапочки с кисточками сменяют грузовики с зарешеченными окнами, бронированные шеренги ментов и истошный крик над ночной площадью « Не надо …мы готовы разойтись…мы пойдем сами!..». Потом снова дубинки, разбитые головы, матери пытающиеся живым щитом остановить автозак увозящий возможно и их детей. И девушка в слезах, сбивающимся голосом бомочащая в камеру «Здесь же лучшие люди… интеллигенция…так нельзя…».

Еще находясь внутри тех событий минувшей весной, я не раз ловил себя на мысли о том, что происходящее напоминает провинциальную пародию на роман Маргарет Митчелл, или скорее на кино снятое по этому роману. Наверное, бабуся Маргарет, из Атланты штат Джорджия, уловила неизменную трагедию всех социальных потрясений - она называется «унесенные ветром».
Напомаженные, обходительные и милые, юные «джентльмены» на бесконечных балах бахвалятся перед своими дамами в модных платьях и спорят за нескончаемыми бокалами вина, за сколько дней они разобьют «янки». В тени южных деревьев гуляют павлины, ведутся неспешно разговоры про «дело юга», «честь джентльмена» и домашние негры взирают на хозяев с почтением и подобострастием.
- У них есть армия, есть промышленность - пытается доказать остальным один из героев, бывалый и верткий проходимец. Но слова человека с ненадежной репутацией тонут неслышно, в милом шепоте дам и кавалеров.
- А у вас только хлопок, рабы и спесь! - едко добавляет он уходя.
Через полгода вчерашние чванливые джентльмены будут погибать на полях сражений во главе своих босых, оборванных и падающих от голода солдат. А мужланы-янки, все эти бывшие крестьяне, шахтеры, иммигранты готовые умирать и убивать за миску каши будут накатывать на них волна за волной. Громыхая сотнями тысяч сапог, они будут рубить их сады, жечь поместья, посворачивают головы павлинам, а негров разгонят по окрестным полям. Будут безжалостно давить до конца, отнимая пядь за пядью и останавливаясь только для того чтобы перезарядить мушкеты. Просто потому, что могут. Потому что вы, дорогие аристократы, вместе со своими неграми и павлинами - вчерашний день, кость в горле новой американской государственности. И ваши негры с нетерпением ждут вашего конца. Неконкурентоспособны вы ребята в реальном мире.
- Как же так, ведь это просто тупые янки?... а мы…так нельзя… - будет думать благородный южанин, глядя на свое сгоревшее жилище или захлебываясь кровью в санитарной палатке.

У старой оптимистки Маргарет, главная героиня отбросив наконец аристокраические понты схоронив родственников становится на колени и ест грязную вырваную из грядки морковь. А потом собирает своих верных негров и друзей и все взяв в руки топоры строят не веранду для танцев, но какую-то лесопилку чтобы как янки торговать лесом. А по ночам взяв в руки мушкеты прогоняют со своей змли своих освобожденных, но оголодавших бывших рабов. Так через грязь и кровь начинается новый юг, новой Америки. Без балов, кружевных платьев и домашних негров, но жизнеспособный и настоящий.
Наше кино заканчивается по-другому. Заканчивается так же, как и начинается. Те же улыбочки, непробиваемое самомнение и необъяснимый оптимизм. Из ворот приемника- распределителя выходит все та же неистребимая «элита и интеллигенция», которой по определению должен весь мир. Должен за её интеллигентность и элитарность. Мы же европейские и демократичные…а эти…колхозная диктатура…
Глядя на европейскую и демократичную, но неспособную учиться на ошибках молодежь я понимаю, что это не последний горький «Урок беларускай мовы» который «колхозная диктатура» сможет легко и безнаказанно нам преподать. Как в пошлом, бесконечном сериале - продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments