development_bel (development_bel) wrote in by,
development_bel
development_bel
by

Белорусское общее среднее образование – дорога в никуда?

http://www.posicia.by/news_more/news405.html

Программа развития общего среднего образования на 2007–2016 годы была утверждена Постановлением Совета Министров от 31 мая 2007 г. № 725 (за подписью первого заместителя премьер-министра В.Семашко). Государственные заказчики и исполнители программы – Министерство образования, областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет.

Цель Программы – «создание условий для динамичного развития общего среднего образования, обеспечивающего удовлетворение потребностей личности, общества и государства в качественном образовании с учетом изменяющейся социокультурной, экономической и демографической ситуации».

Реализация программы предполагает решение следующих задач:

повышение качества научно-методического обеспечения общего среднего образования и эффективности использования результатов научных исследований в образовательном процессе;

совершенствование содержания образования посредством уровневой и профильной дифференциации, усиления идеологической, культурологической и здоровьеформирующей направленности, обеспечения преемственности на ступенях и уровнях образования, внедрение нового поколения учебно-методических комплексов, включающих электронные учебные издания;

развитие высокотехнологичной образовательной среды общеобразовательных учреждений, совершенствование образовательного процесса посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения;

внедрение эффективных механизмов управления в системе общего среднего образования, включая стимулирование труда педагогических работников;

оптимизация сети общеобразовательных учреждений с учетом складывающейся демографической ситуации и прогнозируемых перспектив социокультурного и экономического развития страны;

повышение уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, рациональное использование кадрового потенциала с учетом внедрения педагогических инноваций и потребностей рынка образовательных услуг

Под эти цели и задачи исполнители предполагают освоить к 2016 году 1 166 226,2 млн. рублей (388 742 000 евро).

Сумма приличная. Цели и задачи тоже интересные. Но одно при этом всем остается непонятным: что от реализации Программы получит Республика Беларусь?

Ведь по сути разработчики Программы не предъявляют никакой методологии определения ее эффективности. Не определено соотношение результатов работы системы общего среднего образования с конкретными параметрами развития белорусского общества (прежде всего, социально-демографическими). Цели развития общего среднего образования не увязаны с целями и задачами развития страны на срок действия Программы. Использованная формулировка задач и предполагаемых результатов реализации Программы («внедрить», «создать» и т.д.) позволяет Министерству образования по окончании срока ее действия формально отчитаться о проделанной работе («внедрили», «создали» и т.д.), не принимая на себя ответственности за социальные эффекты, связанные с ее реализацией. То есть, Программа представляет собой не более чем план освоения бюджетных средств, не обеспеченный никакими средствами контроля за эффективностью их расходования.

И никакого отношения к изменению белорусской реальности она не имеет. Разработчиков Программы вообще мало интересует реальность. Например, цели и задачи Программы вытекают из необходимости решения ряда «первоочередных проблем». В Программе так и написано: «Дальнейшее эффективное функционирование и развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередных проблем.

Необходимо целенаправленное развитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, что связано с повышением эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрением полученных результатов в образовательную практику.

По приоритетным направлениям развития общего среднего образования предусматривается разработка действенных механизмов внедрения полученных результатов в образовательную практику …». И далее по списку.

Очень интересная формулировка проблем, надо отметить. Но из каких собственно проблем вытекают все эти «необходимо», «предусматривается» и проч. – остается совершенно непонятным. То есть, вероятно, при разработке Программы анализ сложившейся в стране ситуации не проводился (по крайней мере, это следует из содержания Главы 2), а предложенные разработчиками меры не ориентированы на решение каких-либо реальных проблем развития страны. Да и не только страны. Необходимость реформирования средней школы связывают нынче с мировым кризисом образования, за которым стоит цивилизационный и мировоззренческий тупик. Однако все эти вызовы разработчики Программы благополучно проигнорировали.

Такой подход представляет собой типичный пример «отраслевизма», когда исходные посылки и конечные показатели развития сферы деятельности берутся «изнутри» самой этой сферы, в результате чего появляется возможность демонстрировать формальную успешность принимаемых мер и снимать с руководства отрасли ответственность за реальные социальные эффекты ее функционирования. Именно поэтому в Программе ничего конкретного не сказано об изменении содержания образования, а все «развитие» общего среднего образования сведено к организационным и административным мероприятиям.

Показательны и конкретные положения Программы. В частности, как следует из п. 2 Приложения 5 к Программе, до 2016 года в Республике Беларусь предполагается закрыть 353 общеобразовательных учреждений. Из них – ни одного в г. Минске. То есть, в соответствии с Программой, общее среднее образование должно подстраиваться не только под процесс депопуляции Республики Беларусь, сокращая сеть учреждений общего среднего образования вместо того, чтобы использовать уменьшение количества учащихся для формирования персонального среднего образования мирового уровня. Оно также должно подстраиваться под процесс вымирания малых городов и сел и концентрации человеческого потенциала в перенаселенном г. Минске, сокращая сеть учреждений в областях. Следует отметить, что разработчики Программы заложили необходимость открытия 89 новых школ в период до 2016 года, но при этом не привели никакой информации о географическом положении этих новых школ. Вероятно, это связано с тем, что открытие новых школ планируется почти исключительно в г. Минске.

Одним словом, назвать утвержденный Постановлением Совета Министров от 31 мая 2007 г. № 725 документ собственно программой развития общего среднего образования едва ли возможно. Ни о каком развитии речь там не идет.

Поэтому в ближайшее время необходимо создать действительную Программу развития общего среднего образования в Республике Беларусь и организовать общественно-государственную работу с целью сделать к 2016 году белорусскую среднюю школу лучшей в мире школой.

Виктор Андреев,

проектно-аналитическая служба «Позиция»

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments