development_bel (development_bel) wrote in by,
development_bel
development_bel
by

Средняя школа как субъект развития Беларуси

http://posicia.by/news_more/news466.html

На наш взгляд, исходным пунктом в организации образовательной реформы является определение связи сферы образования с другими сферами практики путем фиксации тех социальных эффектов, в достижении которых образование играет существенную роль. Без фиксации таких «полей ответственности» образования невозможна работа по управлению качеством образования и в целом осмысленная реформа этой сферы.

Роль общего среднего образования в белорусском обществе определяется тем, что обязательное общее среднее образование обозначено в качестве приоритета развития сферы образования, что отражено в Законе №1202-XІІ (п.3 ст.1) и Законе №141-З (п.1.3 ст.3). Это означает, что «базовые» характеристики гражданина Республики Беларусь формируются именно общим средним образованием. То есть, лицо, получившее общее среднее образование, должно обладать всеми способностями и компетентностями, необходимыми для того, чтобы быть полноценным членом белорусского общества. Это задает крайне высокую планку для работы соответствующих учреждений образования. Фактически именно общее среднее образование ответственно за антропологическое развитие Беларуси – формирование типа человека, способного решать наиболее острые мировые проблемы на территории своей страны.

Данное поле ответственности общего среднего образования конкретизируется в законодательно закрепленных целях и задачах этого уровня образования. Так, в Законе №141-З цели общего среднего образования определяются следующим образом: «общее среднее образование– уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, включающий уровень общего базового образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем среднем образовании установленного образца». Аналогичное определение дано и в Законе №1202-XІІ. Таким образом, основная цель общего среднего образования закреплена на законодательном уровне. И цель эта в обобщенном виде может быть сформулирована как подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе. В то же время, сегодня мониторингу подвергается только один показатель – уровень полученных учащимися знаний. Впрочем, применяемая методика мониторинга знаний не позволяет достигнуть достоверности и по этому показателю.

Учитывая указанные цели общего среднего образования, а также тот факт, что именно с учреждениями образования связана большая часть времени, свободного от сна, у лиц школьного возраста, необходимо разработать систему показателей эффективности его работы. Например, целесообразно определить Министерство образования ответственным за динамику следующих показателей среди лиц школьного возраста.

1.Уровень самоубийств.

2.Смертность.

3.Заболеваемость и в целом состояние здоровья.

4.Идеологические и политические установки (прежде всего, у старшеклассников)[1].

5.Уровень преступности.

6.Количество нежелательных беременностей, абортов, ранних браков (и их дальнейшая судьба – количество разводов).

7.Др.

Учитывая негативную динамику либо стагнацию в Республике Беларусь по всем приведенным показателям, а также ожидаемое в ближайшее время существенное ухудшение условий социально-экономического развития страны, представляется необходимым рассматривать сферу образования как самостоятельный активный субъект развития республики и повышения качества жизни ее населения. Средняя школа не может вписываться и подстраиваться под имеющиеся в белорусском обществе негативные тенденции. Она должна стать активным субъектом, организующим преодоление этих тенденций и решение проблем развития страны.

Продуктом средней школы являются не только знания, умения и навыки, полученные учащимися. Существенную роль, особенно в общем образовании, играет процесс овладения учащимися «высшими способностями» (мышление, понимание, идеализация, проблематизация, воображение и др.). Именно эти способности создают основу не только социальной эффективности индивида (как члена общества и гражданина государства), но и его конкурентоспособности на рынке труда. Более того, общепринятой в настоящее время практикой является рассмотрение именно способностей (а не знаний или компетентностей в конкретных сферах) как главного продукта и системы высшего образования (первой его ступени – бакалавриата).

Таким образом, работа системы среднего образования должна быть направлена на формирование определенного набора способностей учащегося, позволяющего ему 1)выбирать специальность и продолжать образование, в том числе, обладать необходимым для этого набором предметных знаний; 2)начинать трудовую деятельность в условиях формирующейся «экономики знаний», то есть, владеть способностями проектирования, моделирования и рефлексии, быть способным быстро доучиваться до уровня профессиональной пригодности, а также менять профессию; 3)уметь ставить цели, строить и реализовывать свои жизненные планы, быть достойным членом общества, полноценным гражданином, вести здоровый образ жизни и т.д. Осуществляя такую подготовку учащихся, средняя школа должна обеспечивать решение существующих в обществе проблем развития.

Однако средняя школа должна стать не только «производителем» определенной антропологии – свойств и характеристик белорусского гражданина. Она должна также стать центром воспроизводства и развития самой социальности – определенного качества индивидуальной и социальной жизни членов локального сообщества. Решая эту задачу, средняя школа также не должна ограничиваться в своей деятельности ресурсами, выделяемыми государством. Школы должны становиться районными лабораториями качества жизни, самостоятельно мобилизовывать ресурсы конкретной территории с целью формирования более высокого качества образования учащихся и в целом более высокого качества жизни на этой территории. Это требование уже заявляет о себе, пока что в стихийных и потому уродливых формах «сборов» с родителей «на нужды школы». Будучи управляемым и направленным на решение проблем развития территории, оно, очевидно, может дать качественно новый эффект как в сфере образования, так и в региональном развитии в целом. Представляется, что именно через такую активность школ, через формирование на их основе районных лабораторий качества жизни возможно также и эффективное, в интересах развития Республики Беларусь, решение вопросов местного самоуправления.

Проектно-аналитическая служба «Позиция»



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Идеологические и политические установки, на наш взгляд, должны определяться в плане отношения школьников к суверенному развитию Беларуси в его конкретности, а не в плане абстрактной поддержки каких-либо политических деятелей или устоявшихся дискурсов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment